Главная События Маршруты Информация Контакты
Крути педали

Бег на лыжах - это как езда на велосипеде

Оглавление

16.02.24

Наматываю как-то круги по трассе в выходной солнечный день, когда на ней особенно многолюдно, и понимаю, что где-то такую картину уже видел. Но где? На велодорожке.

Кто-то идёт по лыжне, кто-то пытается шагать коньком с распростёртыми руками навстречу солнцу в форме пятиконечной звезды (голова, две руки и две ноги), а кто-то при этом даже не надел на запястье темляк/капкан, пальцами сжимая рукоятку.

А нужно ли всем поголовно вникать в суть бега на лыжах, смотреть мастер-классы и прочую информацию, чтобы выглядеть на лыжне «красиво и профессионально»? Это как спросить, а нужно ли всем поголовно знать ноты? Конечно, нет.

Каждый человек сам решает, насколько ему интересен бег на лыжах и на сколько глубоко он хочет погрузиться в эту тему. Я не любитель нырять глубоко, но сравнение бега на лыжах с ездой на велосипеде показалось не только занятным, но и весьма полезным на практике.

На велосипеде можно кататься а можно ехать. Так же и на лыжах, можно шагать по лыжне/трассе, а можно бежать (скользить). В чём разница? В ощущениях и впечатлениях. В качестве грубой аналогии можно привести езду на автомобиле. Возможно, кого-то вполне устроит всю жизнь ездить не более 50 км/ч. Но не хотелось бы хотя бы разок проехаться со скоростью 150 км/ч? Неужели такая большая разница в ощущениях между ходом и бегом на лыжах? Давайте считать. Ходим со скоростью 3-5 км/ч, а бежать можно со скоростью 15 км/ч, что далеко не предел для любителей.

В арсенале конькиста есть три хода — подъёмный, спринтерский и равнинный. Но и на горных велосипедах можно увидеть впереди три звезды в системе:

подъемный ход — маленькая
спринтерский (одновременно одношажный) — средняя
равнинный ход (одновременный двухшажный) — большая

Как же средняя звезда может быть спринтерской, если велосипедисты финишируют на больших звездах? Под словом «спринтерский» в данном контексте понимается не максимально быстрый ход, а ход, который позволяет реализовать самое быстрое ускорение. А это средняя звезда.

Как и при езде на велосипеде на лыжах можно работать в разных режимах: на пульс, на силу, на технику, на скольжение, на постоянную мощность, со смещением нагрузки на ноги, руки, с включением корпуса и т. д. Всё сразу освоить не получится, да и не нужно. Кто-то считает, что лучше всего начать с освоения симметричного одновременного одношажного хода. Но для велосипедистов, возможно, имеет смысл выбрать тот ход, который больше всего соответствует его предпочтениям при езде на велосипеде.

Мне нравится равномерная езда на постоянной мощности со смещением нагрузки на ноги (а не на пульс) для чего выбираю перетяжеленные передачи. В лыжах такому режиму больше соответствует равнинный ход. Значит, отработать его нужно так, чтобы держать скорость спринтерского хода, делая в 2 раза меньше движений. Для этого необходимо повысить мощность отталкивания и увеличить стабильность проката на одной лыже.

Любопытно то, что именно в таком режиме я и начал кататься. Организм подсказал, как говорится. Потом увидел, что вокруг лыжники обходят меня спринтерским ходом, и тоже захотел его освоить. В результате высокий пульс, пустая трата сил и одни огорчения. Но как только вернулся обратно в свой любимый режим настроение опять стало отличным. Кто предпочитает марафоны стометровки не бегает.

Один из знакомых лыжников предпочитает другой режим - со смещением на силу рук. Для этого он использует одновременный одношажный ход. Поначалу это давало ему преимущество, но на одной силе быстро не поедешь, а техника бега в лыжах играет ещё большую роль, чем при езде на велосипеде. Она позволяет держать скорость на равных не просто с более сильным, а с гораздо более сильным оппонентом.

Для увеличения КПД езды по асфальту мы увеличиваем давление в камерах/покрышках. А на лыжах аналогичный эффект достигается за счёт жесткости лыж. У меня лыжи мягкие, что даёт отличный ход по свежему и мягкому снегу, разбитой трассе, тянут по сугробам и в плюсовую температуру. Как раз, по погоде в столице.

Что ещё похожего?

• На велосипеде смазывают цепь для уменьшения трения, на лыжах также используют смазку
• Длина лыж подбирается по росту, как и рама велосипеда
• Ширину руля можно сопоставить с шириной постановки палок
• При езде стоя нужно сосредоточить массу на педали, а на лыжах — массу на опорной лыже
• Жесткость рамы - жесткость палок
• Для увеличения КПД в лыжах необходимо давить на определённом место колодки, как и на велосипеде в определенное место педали
• Контактные педали - крепления с регулировкой, туклипс - полужесткое крепление резинкой )
• Рисунку протектора на покрышке можно сопоставить рисунок (штайншлифт) на скользящей поверхности лыж

И это далеко не полный перечень сопоставлений между лыжами и велосипедом.

Хорошо, а если человек ещё не понял, что ему больше нравится, то какой навык улучшать для того, чтобы увеличить удовольствие от бега на лыжах?

Я бы посоветовал поработать над техникой скольжения и проката (на велосипеде для этого "набиваем" в камеру максимально допустимое давление и на асфальт).

Одно дело, когда прокатываешь коньком на лыже 1 метр и сваливаешься в сторону, и совсем другое, когда может сделать уверенные прокаты по 2-3 метра на одной лыже. Это похоже на скольжение по льду или ледяной горке. В детстве нравилось поскользить на ногах по короткой наледи на тротуаре? Если впереди наледь длинной 1 метр, а рядом утоптанный снег, то вы предпочтете безопасно пойти по снегу или с ветерком проскользить по наледи? Если второе, то скольжение на лыжах точно доставит на порядок больше удовольствия, чем шагать по лыжне.

Как-то вечером пришел на трассу, где заканчивала тренировку подростковая группа. Тренер кричал юным спортсменам: «Меньше скольжения, больше работай руками». И подумалось, какое счастье, что мне не надо тренироваться и могу бегать на лыжах так, как нравится, а не так, как этого требуют другие! А для того, чтобы понять, как нравится, нужно попробовать разные ходы, упражнения, режимы работы и импровизацию.

Copyright © starport 2011 - 2024